Экология в Вашем доме
Одним из основных «аргументов», используемых производителями искусственных материалов в конкурентной борьбе с природным камнем, является утверждение, что камень, в отличие от его имитаций, радиоактивен и, следовательно, опасен для человека.
Это утверждение с завидным постоянством появляется в СМИ и различной рекламе, «зомбируя» сознание потенциального потребителя. Мы неоднократно выступали против подобных утверждений. Здесь, в порядке контраргументов мы приводим несколько цитат из статей и высказываний ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области строительных материалов.
Мюллер С., Штайн К. («Naturstein», №10, 2003)
«…Международный классификатор природного камня охватывает сегодня свыше 1000 коммерческих разновидностей — богатейший выбор архитектору практически для любого применения! Все природные камни гигиенически безопасны для пользователя и этой статьей мы даем Вам в руки аргументы для убеждения осторожных клиентов…»
«…Природный камень может считаться опасным только в том отношении, если архитектурная деталь упадет кому-либо на ногу. Что касается радиоактивности, то предложенные сорта блочного камня следует признать гигиенически безопасным. Мы живем в окружении природного камня, и радиоактивным фоном, который от него исходит, нужно совершенно пренебречь. Такие общие высказывания для отдельных потребителей, возможно, будут недостаточно убедительными, поэтому приведем несколько цифр.
Человек ежедневно подвергается природным радиационным нагрузкам в виде альфа, бета и гамма-излучений. Условной единицей такого воздействия является «зиверт» Среднечасовая суммарная естественная экспозиция излучений по официальным данным составляет в среднем 0,24 микрозиверта в час. Это суммарное излучение слагается из трех источников: космические излучения (0,035 микрозиверта/час), инкорпорированные излучения, содержащиеся в пище, воздухе и воде (0,16 микрозиверта/час) и наземные излучения (средняя доза для Германии — 0,045 микрозиверта/час).
«…Около 80% обследованных образцов камня показали уровень излучений в пределах между 0,1 и 0,2 микрозиверта/час. Лишь одна проба — фельдшпатит из Южной Америки, не являющийся предметом торговли, показала 0,503 микрозиверта/час — значение, лежащее близко к статистическому предельному значению наземных воздействий для Германии. Самые незначительные уровни излучений имеют мраморы, известняки, песчаники, наиболее высокие — граниты. Большинство гранитов и аналогичных пород имеют уровень излучений в пределах 0,2 микрозиверта/час. В какой-то мере природный камень соответствует области значений нормального наземного излучения. Необходимо также учитывать, что никто не проводит всю жизнь, лежа на плитах из природного камня. Воздух и удаление тела от почвы смягчают действие всех наземных излучений. Резюме: уровень излучения обычных коммерческих сортов природного камня настолько мал. Что использовать его можно без всяких колебаний».
Флора Л. («L’Informatore del Marmista»? № 468,2001)
«…Вопрос радиоактивности строительных материалов необходимо рассматривать без всякой паники…»
«…В настоящее время в ЕС отсутствуют какие-либо стандарты или нормы, регламентирующие содержание радионуклидов в строительных материалах.
Как известно, распад радионуклидов приводит к образованию радона, обладающего вредным воздействием на организм человека. В 1990 г. Евросоюз подготовил специальные рекомендации (не обязательные — ред.), регламентирующие содержание радона в помещениях (на 1 куб. м.внутреннего объема): для объектов нового строительства — не более 200 Бк/куб.м., для рабочих мест — не более 500 Бк/куб.м. Примерно такие же показатели содержатся и в рекомендациях агентства ЕРА (Environmental Protection Agency), США». Отметим, что в 1999 г. в 21 провинции Италии обследовали помещения на предмет содержания в них радона; проверка показала, что на всех обследованных объектах этот показатель находился в пределах 20-120 Бк/куб.м.»
«…Необходимо иметь в виду, что покрытие поверхности материала, например эпоксидной мастикой способно сократить эмиссию радона на 97%. Повторяем, проблема радиоактивности строительных материалов не должна вызывать у нас какой-либо тревоги, но в то же время нельзя подходить к ней слишком поверхностно. Даже, сев в самолет, Вы начинаете подв6ергаться повышенному радиоактивному облучению космического происхождения, но разве кто-нибудь перестал из-за этого летать? Отметим, что материалы, «выбрасывающие» в атмосферу радон, , не создают сами по себе проблему для здоровья — проблему создают закрытые непроветриваемые помещения, где этот газ может скапливаться. Отсюда вытекает существенная роль вентиляции помещения…»
Башкиров А.Н. («Material», №2, 2002), круглый стол «Живой камень в строительстве: плюсы и минусы».
«…В США есть профессиональная ассоциация «Marble Institute of America». Они пытались экспериментальным путем установить эмиссию радона у природного камня, на ничего из этого не вышло, потом расчетным путем было выведено значение этого показателя, составившее 0,00000074 пикокюри на куб.м. Для справки: когда Вы открываете водопроводный кран, то там Вы имеете радона в 10 в 7-й степени больше, чем в граните, а если Вы включаете телевизор, то получаете излучения в 109 больше.»
«…Вообще, радиоактивность, какая-никакая, есть везде. В Москве, по разным районам, ее уровень будет составлять от 14 до 25 микрорентген в час, в Екатеринбурге — не ниже 25 мкр/ч. Хорошо, допустим граниты слегка «фонят». Если подходить к этому серьезно, то следует сертифицировать и весь бетон наконец, — тот же самый гранитогрес. Мы с ними в одной и той же лаборатории походим испытания, и замечено, что гранитогрес во многих случаях «фонит» нисколько не меньше гранита.
Заключение:
Завершая эту подборку материалов, зададим сами себе два традиционных российских вопроса: кто виноват? и что делать?
Ответ на первый вопрос лежит на поверхности: вытеснение природного камня из современной архитектуры происходит по нашей с Вами вине (т.е. по вине производителей камня и операторов коммерческих фирм). Мы слишком спокойно реагировали на массированную рекламу искусственных отделочных материалов, считая, что камень сам за себя постоит. Но этого не произошло. Природный камень, как и любой товар, в условиях рыночной системы нуждается в хорошей рекламе, подробно и объективно раскрывающей достоинства этого материала. Помимо этого, нужна популяризация каменных материалов (в каталогах, буклетах, различных специальных изданиях), которая помогла бы донести необходимые сведения до молодых архитекторов и потенциальных заказчиков, заинтересовать их: многие из них не имеют никакого представления о камне. Очевидно, следуют разьяснять этим людям, что помимо высоких эстетических свойств (глубины цвета, затейливости рисунка, игры оттенков, эффекта преломления света в кристаллической структуре и т.д.), воспроизвести которые в искусственном материале просто невозможно, природный камень обладает и рядом других достоинств: историческим имиджем, элитарностью, возможностью получения изделий практически любой формы (шар, гиперболоид, «складки ткани» и т.п.). К сожалению, ничего (или почти ничего) в этом направлении не делалось. Составители атласа-каталога «Природокаменные ресурсы России» пять лет искали деньги на его издание, сталкиваясь с полным равнодушием людей каменного бизнеса. Отсутствие финансирования препятствует выходу в свет таких нужных книг как «Материаловедение для камнеобрабработчиков», «Энциклопедия камня», «Камень в архитектуре прошлого, настоящего и будущего», выпуску фильма природном камне. Очевидно, решение этих вопросов возможно путем создания своеобразного пула из наиболее крупных представителей каменного бизнеса для финансовой поддержки перечисленных мероприятий.
Другое направление сохранения позиций камня на рынке — разработка единой идентификационной марки (логотипа), подтверждающей подлинность камня, его вид (месторождение) и страну (регион) происхождения. Нужно воспользоваться опытом ЕС в этом вопросе, избежав в то же время допущенных ошибок.
Немаловажный фактор успеха в конкуренции на рынке — цена на изделие. Здесь также можно сделать определенные шаги в снижении себестоимости продукции, для чего следует постоянно совершенствовать процессы добычи и обработки.
Можно не сомневаться: если мы покончим с благодушием, объединим усилия в решении перечисленных задач, будем более активно бороться за покупателя, природный камень сохранит, а возможно и усилит свои позиции на рынке облицовочных материалов и будет по-прежнему радовать глаз своей живой красотой.